Лохпожизни (lokhpozhizni) wrote,
Лохпожизни
lokhpozhizni

Спецкласс Советского Союза

При «тоталитарном режиме проклятых коммунистов» существовал единственный привилегированный класс – дети.



В середине 70-х перед окончанием учебного года все третьи классы нашей школы вывели в лесопарк где малышня должна была пробежать 300 метров на секундомер. По результатам этой пробежки было выявлено 15 самых быстрых мальчиков и 15 самых быстрых девочек.

Так составился специальный класс по лёгкой атлетике – спецкласс.

Вместо классной руководительницы – два тренера-воспитателя.

Михаил Иванович Лакеев (мастер спорта по лыжам, Заслуженный тренер Мордовской АССР) и Николай Фёдорович Крайнов (кандидат в мастера спорта по борьбе).

Это были наши папы. Тренеры-воспитатели проводили с нами всё время, кроме общеобразовательной учёбы.

И 40 лет спустя я вспоминаю Михаила Ивановича и Николая Фёдоровича с большой теплотой: они вложили в нас много души и сердца, проводя с нам времени больше, чем с семьёй.

Действительно – наши папы. Самые настоящие.

Кроме них были «приходящие» тренеры по специальностям: бег, ходьба, лыжи, техника, выносливость, прыжки.

Занятия в школе начинались в 8 утра. Все ученики садились за парты.

У спецкласса в 8 утра была первая тренировка – час бега.

В четвертом классе мы бегали вокруг школы, в пятом классе убегали в лесопарк, в шестом классе стало можно бегать не в составе группы, а индивидуально – где сам хочешь. Чаще всего бегали в лесопарке.

После утренней тренировки – завтрак. После завтрака – учёба в общеобразовательной школе. Когда у всех был третий урок, у нас начинался первый.

В школе мы ходили одетыми как все пионеры: девочки в школьной форме, мальчики в синих форменных костюмах, обязательно с пионерскими галстуками.

У нас была своя отдельная от остальной школы раздевалка и свой отдельный класс, уставленный кубками и обклеенный грамотами, завоёванными нами на соревнованиях.

В классе был телевизор и проигрыватель пластинок.

Обычным делом было, если кто-то после тренировки не успевал переодеться и тогда шел на занятия в трико, повязав пионерский галстук. За это не ругали. Времени между тренировками и занятиями было так мало, что мог весь класс придти на уроки в трико.

Два раза в неделю утро начиналось в манеже. То есть в 8 утра мы не шли в школу, а ехали на троллейбусе в город, на стадион. Там у нас были тренировки по бегу и прыжкам в длину.

В 8 утра по субботам был бассейн. 45 минут плавания.

Бассейн был один на весь город. От желающих поплавать не было отбоя. Бассейн не мог вместить и 1/10 части желающих, но для нас, спортсменов, время и дорожки находились.

В школе у нас как у ровесников из обычных классов было пять уроков.

Потом обед.

Потом два часа самоподготовки под присмотром тренера-воспитателя.

Мы садились в своём классе так как садимся на уроках, вынимали учебники и делали уроки назавтра. Тренер-воспитатель сидел на учительском месте и следил за дисциплиной. Часто перед ним лежал наш классный журнал и он смотрел наши оценки. Если видел, что кем-то получена двойка, он спрашивал двоечника в чём причина? Поручал исправить двойку на ближайшем уроке. Двойки и тройки тренерами-воспитателями не приветствовались. С двоечниками и троечниками проводились беседы. Могли и кедом по попе выписать.

Успеваемость в спецклассе была выше, чем в среднем по школе или по городу. Это обусловлено тем, что мы не были предоставлены сами себе, с нами занимались. Мы не могли придти в школу с невыполненным домашним заданием – целых два часа мы учили уроки под присмотром тренера-воспитателя. Основные наши оценки были 4 и 5.

Или кедом по попе.

Во время самоподготовки нередко проводился классный час. Тренеры-воспитатели рассказывали нам о текущем положении дел, какие предстоят соревнования, как мы к ним будем готовиться, порицали двоечников, хвалили отличников.

Всё было бесплатным.

Завтраки, обеды, форма, манеж, бассейн, спортивный лагерь

За всё платило гороно и спортивное общество.

Сначала мы бегали за Спартак, потом за Урожай. Урожай было богатое спортобщество. Спартак – нищий, одно название красивое.

Трико было для всех одинаковым, с трафаретом на спине «спецкласс 26 школа». За эту одинаковость нас в школе дразнили «инкубаторскими»… и завидовали. Жизнь в спецклассе казалась интереснее, чем в обычных классах.

В пятом классе нам выдали любительские шиповки для кросса, с длинными шипами. Бегать в шиповках, конечно, легче, чем в кроссовках или кедах.

В шестом классе нам выдали «настоящие» шиповки – со съемными шипами. Было три вида шипов – мелкие, для манежа; подлиннее, для грунта или гари; длинные, для грязи и кросса.

Занятия в манеже проходили только в шиповках. В манеже нарабатывались скоростные качества.

Тренеры-воспитатели развивали в нас здоровое честолюбие и желание побеждать. Каждый из нас подержал в руках серебряную олимпийскую медаль, завоеванную нашим земляком Маскинсковым в Мельбурне. Евгений Иванович Маскинсков преподавал нам спортивную ходьбу.

Когда самоподготовка была окончена, можно было слушать музыку или играть в подвижные игры.

После самоподготовки - вечерняя тренировка.

После вечерней тренировки можно идти домой. Это было уже шесть или семь вечера. То есть в спецклассе мы проводили весь день.

В шестом классе мы рвали в футбол все классы. Однажды на спор, наши тренеры поставили нас играть против девятого. Девятиклассники были выше нас на голову. Но мы были дружнее и выносливее.

Два тайма по 25 минут.

Минут 15 девятиклассники пробегали с нами наравне, после чего сдохли. У них уже не было сил бегать. Матч закончился (ЕМНИП) 9:1. Мы их просто перебЕгали.

Летом непременно одна смена в спортивном лагере. Там всё то же самое – утром зарядка, после завтрака тренировка, после полдника ещё тренировка, вечером танцы. Днём можно убежать в лес или на речку. Кормили сытно. Тренеры-воспитатели дисциплиной не морили, мелочной опёкой не донимали, но присутствие на тренировках было обязательным.

Бег на 10 км – обычная для спортлагеря тренировка, не самая тяжелая. По крайней мере легче, чем 1.5 часа без передыха в крутую песчаную горку ускорения делать – вверх со всей дури, вниз трусцой и так всю тренировку.

Класс нельзя назвать дружным. У меня нет друзей из спецкласса. Но спецкласс был безусловно сплоченным. Мы проводили много времени вместе, вместе были на тренировках и на соревнованиях, в лагерях и на сборах и сцементировались Если кто-то задевал спецклассника, на разборку приходили все 15 пацанов. Начиная с пятого класса нас не трогали даже десятиклассники – понимали, что чревато.

Мы, в свою очередь, не лезли в школьную жизнь. У нас не было на это времени.

Сбор макулатуры или металлолома – это да.
А вот все эти диспуты-линейки, взвейтесь-развейтесь – это мимо.

Спецкласс существовал внутри школы автономно.

- Свой график учебы
- Свой класс
- Своя раздевалка
- Своя форма

Нам завидовали

А мы завидовали тем, кто отсидел свои пять уроков в школе – и свободен как тапок в полёте. Мы не просились в этот класс, нас в него собрали, не спросив наших желаний, а наши желания были: у кого – художественная школа, у кого – музыкальная.

Истовых спортсменов в спецклассе было не больше 5 человек, если не меньше. Просто дети – дисциплинированные, они не могут ослушаться взрослых. Сказано: «тренироваться» - значит, тренироваться. Вот мы и тренировались. Против своего желания. Бывало, сачковали, но в целом тренировались без дураков.

Вместо нормальной жизни в нас лошадиными дозами вливали спорт.

Всё моё детство – это спорт, спорт, спорт.

Мы не стали чемпионами мира. Из 30 «заготовок» только одна девочка стала мастером спорта СССР, несколько человек – КМС. Остальные – разрядники.

Однако, я благодарен спецклассу.

Искренне благодарен.

Спецкласс дал отличную физическую форму. Армейские нагрузки были посильны. Я не «умирал», я везде или почти везде был первым в спорте. Благодаря спецклассу, я выполнял армейские нормативы по бегу, не сбивая дыхания, едва ли не на одной ноге.

Наш спецкласс был не единственным в городе. В соседней школе был спецкласс по футболу. Там учились ребята на год нас старше. К нашему удивлению, они курили. Мы несколько раз играли с ними и разносили их в пух и прах на одной только дыхалке. Зная, что «футболисты» курят, мы сразу задавали высокий темп и они через 5 минут начинали «ходить пешком». Их тренер у бровки поля на говно исходился, крича советы своим курящим воспитанникам, да хрена ли толку, если в них кроме форсу ничего нет?

Был еще спецкласс по лыжам, но мы с ними не пересекались.

Все городские соревнования и эстафеты мы стабильно выигрывали и забирали кубки. Директору школы это было приятно и он старался сделать для нас что-то хорошее, что в его силах.

Даже если мы и не взяли олимпийское золото, мы всё равно оправдали все расходы государства на наше обучение и воспитание.

В армейский строй встали 15 отлично подготовленных, физически закалённых воинов. Несколько человек стали офицерами.

Но всё это было, как вы понимаете, в годы кровавого беззакония при тоталитарном режиме СССР.

Сейчас, в новой, демократической, встающей с колен России, каждый может купить себе дом в Майами, каждый может уехать жить в Лондон.

Зачем сейчас спецклассы?

Нужно срочно рубить бабло и добиваться успеха.

Удачи вам и вашим детям в этих увлекательных занятиях.

До встречи в Лондоне или Майами.
Tags: Мордовия, СССР. Советский Союз. школа, Саранск, спецкласс. легкая атлетика, спорт, физкультура
Subscribe
Buy for 10 tokens
1. Количество комментов и "друзей" никак не влияет на СК. При таких правилах ЖЖ, ни "друзья", ни комменты мне в хрен не тарахтели. 2. Оставляя комменты в моём блоге, вы не только высказываете свое мнение, которое мне не интересно, но и продвигаете за мой счёт свои тухлые бложики с СК<10,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments