Лохпожизни (lokhpozhizni) wrote,
Лохпожизни
lokhpozhizni

Кино как зеркало эпохи. На примере фильма "На войне как на войне".



Фильм о фронтовых буднях экипажа самоходной артиллерийской установки.

В центре картины - конфликт молодого, зелёного, командира САУ младшего лейтенант Малешкина и остальных членов экипажа.

По отдельным словам членов экипажа понятно, что экипаж сборный, составленный относительно недавно из уцелевших танкистов сгоревших машин. Например, механник-водитель Щербак совсем недавно служил на танке и на самоходку переведен после госпиталя. Это видно из короткой беседы с механиком-водителем танка из полка полковника Дея - Резо.

Все члены экипажа. кроме командира, воевали, имеют награды. Это их сплачивает так сильно, что не воевавшим не понять.

На этом фоне командир экипажа - ещё не "свой".



Не "чужеродное тело", а просто "пока не свой, до случая".

Повествование усложнено вторым конфликтом - между Малешкиным и его непосредственным начальником комбатом Сергачёвым: Сергачёв подгрызает Малешкина.

Молодой командир оказывается между молотом и наковальней.
С одной стороны - его не принимает коллектив, как необстрелянного, от которого неизвестно что ожидать в бою.
С другой стороны офицерский состав дистанцируется от Малешкина, не решаясь идти поперёк комбата (это обстоятельство указывает, что жополизов больше в офицерской, а не в солдатской среде).

На этом фоне Малешкин совершает подвиг - с риском вместе с боекомплектом превратиться в пар обезвреживает гранату.

Этот подвиг - от незнания.
От незнания боеприпасов.
От незнания смерти.

Опытные, обстрелянные бойцы, как раз очень хорошо знают, то такое смерть и что такое боеприпасы.
Их знание удержало их от свершения подвигов в не боевой обстановке.

Тем не менее, конфликт Командир-Экипаж благополучно разрешился.

Так же благополучно разрешился конфликт Малешкин-Комбат.
Комбат был снят и на его место назначен приятель Малешкина - такой же командир САУ, которого играет Сичкин.

Это единственная нормальная, жизненная, едва ли не лирическая роль Бориса Сичкина. Всю свою жизнь он играл в разных костюмах и интерьерах ("Новые приключения Неуловимых", "Неисправимый лгун") похабного Бубу Касторского, и вот, когда ему дали не гротесковую, а нормальную, человеческую роль, будущий подонок-эмигрант вполне с нею справился, дав роль скупыми, но точными штрихами.

Центральная сцена фильма - песня



В этой песне - гордость за свою воинскую профессию, за свой род войск, отдание чести памяти покойных героев-предшественников, понимание вполне возможной собственной гибели, спокойное, без дрожи принятие смерти как естественного окончания жизненного пути танкиста, готовность идти в бой ради Победы, понимая, что в любую секунду жизнь может оборваться.

Пронзительная песня.

Душевный мотив.

Простые, но в душу кричащие слова

Тот, кто не пел на пьянках "По полю танки грохотали" - тот не из нашей песочницы.

Сильной стороной фильма, безусловной творческой победой сценаристов Курочкина и Трегубовича является абсолютная достоверность и узнаваемость героев. Герои в фильме - типичные представители своего времени.

Младший лейтенант Малешкин
Вчерашний десятиклассник, отобранный военкоматом на курсы младших лейтенантов, наскоро обученный и пришедший зелёным салагой на фронт командовать взрослыми мужиками.

Вот он:




Младший лейтенант Суслик из "Аты-баты, шли солдаты".

и это тоже он



Младший лейтенант Кузнечик из "В бой идут одни старики".

Все эти Суслики, Кузнечики 1923-25 годов рождения безусыми мальчишками окунались в пекло войны, сгорая тысячами, не умирая, но уходя в бессмертие.

Еще один яркий герой - Мишка Домешек



Человек, давно и слишком явно переросший своё место в строю, но в силу некоторых особых причин так и не ставший офицером.

Это Шуйдин



Не обаятельный клоун, орущий Никулину из-под бревна:
- Осторожно, Юрик!!!

а гвардии старший лейтенант бронетанковых войск Шуйдин Михаил Иванович, дважды горевший в танке, представленный к званию Героя Советского Союза, но так не получивший этого звания, как Мишка Домешек офицерских погон.



Еще один хороший персонаж: голосистый рядовой Громыхало из Подмышки



Здоровый, честный, тупой деревенский парень, ни разу не бывший в городе, призванный на войну и ошалевший от такой дикой кутерьмы после спокойной и понятной деревни.

Одновременно жалею тех и завидую тем, кто этот фильм еще не видел.
Их ждет погружение в нецветной мир Великой Войны Великого Народа.
Их ждет знакомство с незадачливым младшим лейтенантом Малешкиным, фаталистом механиком-водителем Щербаком, балагуром и весельчаком Мишкой Домешеком, пофигистом-заряжающим Бянкиным, рядовым Громыхало ("Робяты! Танкисты!"), ставшим пятым (законным) членом экипажа.

Всем, кто не смотрел - бегом, бегом смотреть!

Всем, кто смотрел - пересмотреть заново к 9 Мая.

Ленфильм
1968 год
НА ВОЙНЕ КАК НА ВОЙНЕ
Tags: война, кино как зеркало эпохи, кино. фильм. герои, рекомендуемые фильмы
Subscribe
Buy for 20 tokens
Моему блогу требуется продюсер. Пишу сам. Только уникальный контент. Без копипасты. Лохпожизни
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments